
Мифы и сказания, предания и сказки о богах и героях донесли до нас множество историй об огромной колдовской силе, которой человек наделял золото. Оно рождало жрецов и самодержцев, наделяло властью, богатством и уважением, радовало непостижимой реальностью вечной божественной и жизненно-земной сути, повелевало народами и экономикой.
Алхимики, плененные его тайной и демонической властью, искали «философский камень» — таинственную субстанцию, магическая сила которой должна была превращать неблагородные металлы в золото.
Правители всячески поощряли их теории и эксперименты. Одержимые стремлением к богатству и могуществу, они без стеснения приказывали «изготовлять золото».
Находились, однако, люди, отвергавшие фанатичную ослепленность золотом. Одним из первых, кто — пусть и безрезультатно — обличал его губительную для всякой свободы власть, был Пифагор. Он родился на острове Самос примерно в 532 г. до н. э., в период правления Поликрата, и восхищался спартанским законодателем Ликургом, который распорядился чеканить монеты из железа и наложил запрет на владение золотом как на «причину всех преступлений».
Вовсе не богатство, которое давало золото, принесло этому «царю металлов» проклятие, а раздоры, алчность и корыстолюбие людей, писал «высокообразованный и знаменитый» Георг Агрикола. И в самом деле, история свидетельствует о том, что от нужды и бед в самом широком их толковании народы гибнут куда реже, чем от «золотого» изобилия.