
Безграничная власть сильных мира сего, их богатство и тщеславие — все эти внешние проявления поистине сказочного золотого изобилия способствовали тому, что золото перестало восприниматься как символ божественного начала и могущества. Желтый металл сделался кумиром тех, кто обладал им, и преступным, алчущим крови идолом тех, кто стремился им завладеть. Он лишился своего высокого, благородного и идеализированного назначения и стал мерилом успеха хозяйственного мышления. Вероятно, уже в период правления царя Менеса, объединившего Верхний и Нижний Египет в могущественное Древнее царство, золото использовалось как средство обмена и мерило стоимости (деньги). Такое предположение основано на существовании «стандартных золотых колец весом 7,5 и 15 г», имевших хождение примерно в 2800 г. до н. э. То было началом «спекуляризации золота». Вместе с этим в сознании людей все яснее обозначался поворот, который воплотился в жажде власти и оставил кровавые следы в процессе становления человечества.
В древнеисландском эпосе «Старша Эдда», песни которого восходят к IX в. и временам более отдаленным, есть такие строки:
И начались в мире войны,
Когда металл они добывали
И плавили золото в Одинсхалле.
Тогда и договор нарушали,
Слова присяги и верности клятву,
Которые они обещали.
|
Не возвышение жизни и нравственность, а унижение и одичание души — таковы в представлении древних сущность и смысл золота.
Наряду с Египтом была некогда богата золотом и Малая Азия. Это подтверждается существованием многочисленных сказок, мифов и легенд, например миф о правившем в конце VIII в. до н. э. фригийском царе Мидасе, чье прикосновение к любому предмету превращало его в золото. От голодной смерти Мидаса спасло купание в реке Пактол, сделавшейся с тех пор золотоносной. Добыча речного золота обогатила вошедшего в поговорку лидийского царя Креза. Выражение «Pactolus tibi fluat» — «Да течет для тебя Пактол, да пребудешь ты в золоте и богатстве» — в древности стало общепринятым выражением пожелания счастья.
Отец Креза Алиат (605—502 гг. до н. э.) первым начал чеканить монеты. Делались они из золота и серебра, «причем отношение стоимости золота к стоимости серебра было 12:1».
В Малой Азии следует искать и истоки сказания о Золотом руне. В этом случае, разумеется, нет ничего мифического. «Руном» называлась овечья шкура, с помощью которой добывали золото — процесс, описанный римским летописцем Гнеем Агриколой (39—93 гг. до н. э.). Шкуру раскладывали на дне золотоносного ручья так, чтобы над ней проносился взвешенный в водяном потоке песок. Легкие песчинки уносило течением дальше, а более тяжелые частички золота застревали в шерсти, которую затем высушивали и выбивали.
Вот почему аргонавты отправились в свое время не столько за овечьими шкурами, пусть и слегка покрытыми золотой пылью, сколько за добываемым с их помощью золотом. Миф превратил разбойничий поход Ясона и его спутников в героическое и отважное плавание. Герои возвратили из Колхиды в Грецию Золотое руно, охранявшееся драконом. В Колхиде же, живущей горным делом, в стране, расположенной на восточном побережье Черного моря южнее Кавказского хребта, шкура «волшебного златорунного овена» очутилась после того, как Фрикс и Гелла, спасаясь от преследований мачехи, полетели на нем через море. Согласно легенде, Гелла соскользнула в пучину и утонула. Ее водная могила была названа Геллеспонтом.